Современная Корзина                                                   Contemporary Basketry

Феномен Корзины  –  сохраняя историческую форму, но приобретая  современный облик.

 «Благодаря практике и поэзии плетения корзин

переплетаются жизни, культуры и поколения».

                        Laura Trethewey (Лаура Третьюи)

 


Плетение корзин – один из тех навыков, который  до сих пор порой считается  занятием, далёким от современного искусства. На самом деле, такое утверждение далеко от  истины. История общемирового движения «Contemporary  Basketry»  («Современное корзиноплетение» – если переводить дословно) насчитывает не менее 70 лет и опровергает  данное мнение.

 

Если сначала обратиться к истории корзиноплетения, то мы знаем, что плетение считается самым древним ремеслом в мире, оно возникло примерно 12000 лет назад и даже предшествовало гончарному делу. Плетение корзин также являлось наиболее распространенным ремеслом и встречается в той или иной форме почти во всех частях мира. Корзины были неотъемлемой частью повседневной жизни на протяжении веков, использовались для хранения, хранения и транспортировки предметов, а также для рыбной ловли. Корзина – универсальная ёмкость. Она была настолько необходима, что в каждой деревне или районе были местные мастера по плетению корзин.

Возвращаясь к новейшей истории, известно, что начиная примерно с 1960 года в рамках более широкого общемирового движения Fiber Art (Волоконное искусство) все большее количество  художников бросают вызов представлению людей о том, что такое корзина на самом деле, расширяя представление  о границах  материалов и методов в создании современного варианта корзины.  Соответственно представление о корзине, как только о предмете быта, начинает претерпевать радикальное переосмысление. Художники сохраняют и преумножают традиции, создавая при этом совершенно уникальные образцы современного искусства.

Постепенно создаются группы и ассоциации: например, созданная в Северной Америке в 1999 году National Basketry Organization (США). 

В число членов NBO входят мастера по плетению корзин, художники, педагоги, коллекционеры, галеристы, студенты, ученые, кураторы, школы ремесел и искусств, а также музеи. Ассоциация организует выставки, проводит конференции. Также NBO выпускает журнал Basketry +, ведущее издание в области плетения корзин. Одно из последних изданий можно увидеть он-лайн 

Работы некоторых членов NBO:

 

Jane Sauer

Norman Sherfield

 

Ещё одна ассоциация Basketmakers’Association (Великобритания), объединяющая  мастеров и художников, работающих и в  традиционной и современной манере.

Работы некоторых членов ассоциации:

 

Ane Lyngsgaard

Mary Butcher

Также существуют объединения, поддерживающие большей частью традиционный подход к изготовлению корзин, как например Baskets of Africa 

 

Это объединение ставит своей целью поддержку плетения  корзины традиционным способом. Благодаря деятельности этой организации ткачи Африки сохраняют свое культурное наследие.

 

корзина из Burundi                                                            Ghana Bolga корзина

     

В течении всего рассматриваемого времени (с 1960 г.) публиковалось и продолжает публиковаться большое количество литературы, посвящённой современной корзине. 

В том числе: "Baskets as Textile Art" («Корзины как текстильное искусство» 1973) Ed Rossbach (Эд Россбах), книга  этого же автора «The New Basketry» (Новая корзина 1976).

 

В 2002 году как некий  промежуточный итог появляется  многостраничное издание, посвящённое Современной Корзине. Это книга  «Contemporary International Basketmaking». Она была  издана в качестве каталога международной передвижной выставки организованной «Crafts Council» (Совет Ремесленников, Лондон) и Whitworth Art Gallery (Художественная галерея Витворта, Манчестер, Англия).

В предисловии к каталогу его автор, художник Mary Butcher, пишет: «Что такое корзина? Это является насущным вопросом  как для читателя, так и для художников и мастеров, которые интересуются  этой областью, привлеченные потенциалом ее разнообразных техник и материалов. Изготовление корзин — это не только традиция, но и форма современного искусства; это не только доиндустриальная техника, уходящая корнями в прошлое и встречающаяся во всех регионах мира; но это было также жизненно важным двигателем  промышленной революции, когда производство корзин росло в геометрической прогрессии. Сегодня новые материалы (особенно металлы и пластмассы), новое экологическое сознание и, что немаловажно, усилия по регистрации и сохранению сложных методов, которые находятся под угрозой исчезновения, побудили производителей корзин учиться друг у друга и экспериментировать в беспрецедентной степени. Эта книга посвящена и информативно исследует и иллюстрирует широкий спектр международной продукции, от музейных экспонатов до современных работ…».

Далее в тексте каталога рассказывается об  истоках современного изготовления корзин. Автор исследует не только традиционную и современную историю изготовления корзин в Европе, но и происхождение и культурное значение плетения во всем мире. В книге продолжается некий диалог, в ходе которого отдельные художники отвечают на ряд вопросов, исследующих их подход и видение своей работы.  

Ещё один важный компонент книги посвящен технике плетения корзин. Каталог содержит 7 глав, рассказывающие о семи самых распространённых исторических методов изготовления корзин. Это следующие переплетения:  looping, knotting, plaiting, coiling, weaving, twining and assembly  (петлевое, узловое, плакирующее, рулонное, ткацкое, обвивание и монтаж).

Рассказывая об общемировом  движении в целом, нельзя не упомянуть отдельных, особенно ярких авторов, отдавших корзине как искусству практически всю свою жизнь.

 

Один из самых известных авторов и пионеров движения:

 Ed Rossbach (Эд Россбах). Родился в Чикаго, получил степень бакалавра искусств в 1940 году в University of Washington (Вашингтонский университет) и степень магистра искусств в 1947 году в Cranbrook Academy of Art (Крэнбрукской художественной академии ). Далее Россбах преподаёт текстильный дизайн в University of California (Калифорнийский университ) и проявляет особый интерес к текстилю, создаваемому на ткацком станке. Этот интерес привел его к экспериментам с плетением из нетрадиционных материалов, таких как пластик. Также Эд Россбах начал делать корзины из тундровых трав, находясь на Алеутских островах во время  Второй мировой войны. Он стал частью движения волоконного искусства 1960-х и 1970-х годов, бросая вызов традиционным формам и средствам изготовления корзин. Он использовал пластик, металл, картонные коробки для еды и старые газеты, чтобы выразить свое отношение к  американской популярной культуре.

Тщательно изготовленная корзина из мусора была вызовом Эда Россбаха своей аудитории: заново открыть для себя радость творчества, создания чего-то бесполезного, но по-прежнему красивого. В знак признания выдающейся работы Россбаха в 1975 году он был избран членом Американского совета ремесел и назван «Живым сокровищем Калифорнии» Лигой творческих искусств в Сакраменто. Некоторые из его работ ныне хранятся в Smithsonian American Art Museum (Смитсоновский музей американского искусства). 

Эд Россбах является автором нескольких книг, которые уже упоминались ранее, – одна из них  «Baskets as Textile Art» («Корзины как текстильное искусство» 1973) в которой он практически провозгласил революционную  для своего времени  концепцию  и ввёл термин fiber art (волокнистое искусство) для обозначения новых форм искусства. В следующей своей книге «The New Basketry» (Новая корзина 1976) Россбах описал тенденцию превращения ткачей в создателей корзин: "Когда ткачи познакомились с традиционными материалами для изготовления корзин, они стали использовать и новые материалы; по мере того как ткачи открывали древние доиндустриальные методы, им было позволено экспериментировать с техникой вне ткацкого станка. Отдельные художники начали движение, которое поддерживалось галереями, покровителями и сотнями корзинщиков".

Ещё в одной книге, посвящённой корзине: "The Basketmaker's art : contemporary baskets and their makers"  ("Искусство корзины: современные корзины и их создатели", 1986), представлены 26 выдающихся художников, которые были лидерами движения в своё время и стояли у истоков направления. 

Одна из них Joanne Segal Brandford (Джоан Сигал Брандфорд),

Джоанн изучала декоративное искусство (BA 1955) и дизайн (MA 1967) в Калифорнийском университете в Беркли. Ее исследования включали историю костюма и текстиля, антропологию и анализ текстиля; она экспериментировала с ткачеством, икатом и шелкографией. Джоанн была куратором каталога  «Североамериканской корзины 1790–1976» в Центре ремесел в Вустере. В каталоге Джоанн просто заявляет: «Плетение как искусство – наше всё». В этом каталоге Джоанн также представляет темы, которые передают философию образования Калифорнийского университета: корзины - это сложные объекты, выходящие за рамки их методов. «Корзины – это важнейшие ремесла, укоренившиеся в сообществах, где существовали коллективные стандарты в техническом и эстетическом плане. Хотя корзины сделаны анонимными художниками, они передают социальную или духовную ценность внутри сообщества. Корзины имеют историческое и этнографическое значение помимо своей функции. Кроме того, корзины отражают сложные социальные и торговые отношения, которые были местными, региональными и национальными. Другими словами, традиция в корзинах не является статичной!».

В 1993 году работа Джоанн была включена в книгу "BASKETS: Redefining Volume and Meaning" («КОРЗИНЫ: переосмысление объема и смысла», куратор Пэт Хикман) University of Hawaii (Гавайский университет). 

Манифест художника, опубликованный в этом каталоге:

«Меня беспокоят: баланс, открытость, целостность, свет, пространство, гравитация. Я работаю над продолжением и расширением традиций корзины. Я не копирую старые корзины, не использую традиционные техники и материалы; скорее, я исследую эту форму, эту идею и продвигаю ее, насколько могу. Нет ни одного аспекта традиции, который мне не интересен; моя работа основана на силе, чуткости, разнообразии и щедрости мастеров-изготовителей корзин всех времен, включая наше время. Корзины часто ассоциируются с домашним уютом и маленькими размерами, подразумевая, что эти качества исключают возможность значительных произведений искусства. Я могу противопоставить им корзины-алтари, сделанные для ритуалов, или я могу указать на корзины размером с дом (которые действительно использовались в качестве домов), и таким образом я могу «поднять» корзины с религиозным значением или архитектурным масштабом. Но все такие употребления / значения относятся к нашей человечности и, следовательно, к нам самим и нашим семьям, к жизни и смерти. Что может быть значительнее для художника, работающего с волокном, чем почитать корзину с ее бесчисленными человеческими ассоциациями».

Конечно, чтобы понимать, что такое современная корзина, нужно увидеть как можно большее количество образцов  и тогда приходит знание, насколько эти произведения отличаются от того, что мы привыкли определять как «корзина», насколько многообразны фантазия и мастерство авторов. Некоторые объекты совершенно теряют свои утилитарные функции, а некоторые все же их сохраняют, продолжая при этом оставаться произведением современного искусства.

Вот ссылки не опять-таки очень неполный список авторов, работающих в этой технике:

Ria van Krieken, Нидерланды –  использует локту (непальская бумага), текстиль, семена, сорняки, конский волос , краску и клей.

Anne Honoré, Дания – экспериментирует с  вязаными ёмкостями из льняной пряжи, промазывая из папье-маше (бумажная масса и клей).

Doug Johnston, США – создаёт различные аксессуары и предметы интерьера, включая корзины, используя хлопковый шнур, который сшивает на старинных промышленных швейных машинах.

Deloss Webber, США – ткач из ротанга во втором поколении, соединяет органическое (ротанг, солома)  с неорганическим (камень), создавая новую форму.

Kate Anderson, США – создаёт современную скульптурная корзину, используя технику узелкового ткачества. Ее изделия часто появляются в виде чайников или чашек с блюдцами с культовыми изображениями.  Каркас из дерева и металла.

Jackie Abrams, США – создает корзины, которые представляют собой смесь классической формы и нетрадиционного материала. Применяет различные техники и разные материалы, например использует бумагу,( декорированную в технике живописи, коллажа и гравюры) вощёный шнур,  декорирует металлической проволокой, техники – вязание крючком, сшивание текстильных жгутов и т.д.. Также создаёт  объекты-корзины  в коллаборации с Beth Armour (керамика).

Gjertrud Hals, Норвегия – делает объекты, которые различаются по природе и применяемым техникам: отливает, распыляет, режет, вяжет и ткёт. Использует металлическую проволоку, бумагу, нить, синтетические материалы.

Ещё больше имён:

http://basketmakers.com/topics/artbasketry/artistaindex.htm

Также очень интересен блог  –  постоянно информирующий о новых произведениях в русле движения.

 

В конце публикации хочется подвести итог и сказать –  корзина и сейчас, как  в давние времена исправно выполняет свою неочевидную функцию –  объединять и связывать художников и ремесленников по всему миру.

И ещё одна выдержка из статьи публициста Laura Trethewey  – (цитата из её публикации в качестве эпиграфа выведена в начале этой статьи) об  Ed Carriere (Эд Кэррьер, мастер-корзинщик из Суквамиша, США) – «…если вы собираетесь плести корзину - процесс неопределенного времени, процесс, настолько противоположный нашему многозадачному миру, одержимому контролем и результатом, – вы можете также согласиться с тем, что это займет столько времени, сколько займёт. Вы также можете согласиться с тем, что вам, возможно, придется исправить несколько ошибок и начать все сначала. Рано или поздно появляется корзина, рассказывающая историю своего создателя».

                                                                                                                                                    Ed Carriere

Автор статьи: 

Зоя Ленденская-Большакова