Текстильная книга художника

Maria Lai, текстильная книга художника
Maria Lai, текстильная книга художника

В современном художественном пространстве последние десятилетия прочно укрепился новый жанр – книга художника. Он включает в себя рукотворную книгу, инсталляции, перфоманс, медиа-арт и представляющее собой произведение искусства, которое может экспонироваться выставочных залах и музеях, быть объектом коллекционирования.

Корни его тянутся к началу прошлого века, где многие художники и поэты стали смотреть на книгу как художественный объект. Многие, теперь уже, классики искусства использовали книгу в качестве выразительного средства: Анри Матисс, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Ольга Розанова, Алексей Кручёных и другие известные мастера. Появились оригинально оформленные издания, где присутствовал синтез текста и изображения. Новый подъем авторской книги в России начался с появлением «самиздата» в 1970-е годы. Потом пришли 90е XX века. Наконец, появился термин «книга художника» в России (калька с французского Livre D’Artiste, английского Artist Book). В результате авторская книга разделилась на высокохудожественную малотиражную книгу, напечатанную на специально подобранной дорогой бумаге с прекрасными иллюстрациями и уникальным переплетом и книгу – арт-объект, выполненную чаще всего в единственном экземпляре, вручную, где текст, обычно рукотворный стал носить не только информативный, но скорее декоративный характер, а порой и вовсе отсутствовал. Четких критериев для определения этого рода творчества пока нет, и это дает полную свободу. Каждый художник может изобретать свой велосипед и поражать зрителя неожиданным подходом к данной теме, поэтому каждая авторская книга это еще один автопортрет ее творца.

 Александра  Анюхина, «Книга Странствий 2»
Александра Анюхина, «Книга Странствий 2»

В нашем конкурсе «Текстильная книга художника» (выставка-конкурс, проходящий в рамках II Международного фестиваля художественного текстиля «Созвездие») мы предложили художникам создать книгу, ставя на первое место материал=текстиль. И это весьма символично.

Текст и текстиль – слова имеют общую этимологию. В переводе с латыни «textum» означает – «ткань», «одежда», а также «связь», «соединение», «строение», «слог» и «стиль». В качестве метафоры текстиль присутствует везде, используя текстильную лексику человечество рассказывает о глобальных и сугубо личных проблемах.

 

Узелковое письмо, существовавшее во всем мире, в том числе у древних славян («вязи», позже перекочевавшие уже в письменность и использовавшиеся в украшение заглавных букв) превратилось в народное искусство, где тексты, защищающие от порчи и приносящие удачу, воспринимаются как красивые узелки-амулеты.

«Гобелен из Байе», выполнен в редкой технике лоскутной аппликации по льняному полотну 70,3 × 0,5 м с подчёркиванием силуэта ярким цветным контуром, стебельчатым швом, представляет собой средневековую книгу по истории.

В 1887 г. на мануфактуре Ж.А. Анри В Лионе был создан молитвенник, который на пятидесяти вытканных страницах копировал знаменитые итальянские фрески эпохи Высокого Возрождения, а в 1893 г. его специально повторили для императрицы Марии Федоровны – супруги Александра III. В России на Прохоровской трехгорной мануфактуре (в народе «Трехгорка») в технике набойки печатались книжки на ситце.

Вот примеры, которые связывают нас с прошлым и призывают добавить свой узелок, создать свою страницу в новой истории «Книги художника».

 

Александра Хохоева, «Детство. Книга художника»
Александра Хохоева, «Детство. Книга художника»
Ирина Яблочкина, "Праматерь"
Ирина Яблочкина, "Праматерь"

Ирина Яблочкина